В России меняют правила помощи онкобольным. Почему часть врачей против нового порядка?/bbc.com
Приказ минздрава о новом порядке оказания помощи взрослым онкобольным вступит в силу с 1 января 2022 года. В апреле документ зарегистрировал минюст, несмотря на кампанию пациентов против его принятия в соцсетях и попытки представителей медотрасли внести свои коррективы.
Русская служба Би-би-си разбиралась, как будет устроена система лечения раковых пациентов и почему она вызывает столько вопросов в медицинском сообществе.
За пределы маршрутизации - за свой счет
С вступлением новых правил в силу определять маршрутизацию раковых больных в регионе будет орган госвласти - местное министерство здравоохранения.
В приказе закреплено, что региональные власти теперь будут составлять перечень медорганизаций, которые оказывают помощь онкопациентам, схему территориального закрепления медучреждений первичной и специализированной онкопомощи, а также список заболеваний, при которых проводятся телемедицинские консультации с федеральными медцентрами.
В документе остался пункт о возможности врача-онколога первичного кабинета отправить больного в федеральный медцентр для уточнения диагноза и определения тактики лечения.
Но пациенты и часть врачебного сообщества считают, что закрепленный в приказе порядок маршрутизации нарушит право пациента выбирать место лечения, которое гарантируется ему законом об основах охраны здоровья.
"А, извините, как это так - маршрутизация и "имеет право"? Это нарушение базового и описанного в федеральном законе принципа функционирования системы [здравоохранения]", - удивляется основатель Клиники доктора Ласкова онколог и гематолог Михаил Ласков.
Сейчас - и до 2022 года - маршрутизация по ОМС работает через выдачу направлений лечащим врачом. Причем, добавляет Ласков, пока выписать направление на обследование в федеральный центр онкопациенту может врач любой специальности. Новый приказ сужает эти возможности: теперь в подведомственные федеральным властям центры пациентов будут направлять врачи-онкологи центра амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП) или первичного онкокабинета.
"То есть мы уже взяли и ограничили базовое право врача направлять своего пациента туда, куда он считает нужным, потому что только онколог из ЦАОПа или кабинета [теперь] может это сделать" - подчеркивает Ласков.
По действующему порядку, лечащий врач и сейчас вправе отказать пациенту, требующему направить его из регионального медучреждения в федеральный центр, если не считает эту просьбу оправданной. "Направление - это всегда согласие врача, что это нужно, и согласие пациента туда идти, это предмет договоренности", - напоминает Ласков.
Но теперь, считает онколог, региональный врач в этом вопросе становится полностью зависимым от чиновников.
"Даже если он выдал втихаря [направление в клинику, не входящую в одобренный местными властями перечень], проблема-то в чем: им нельзя воспользоваться, - говорит основатель Клиники доктора Ласкова. - Пациент обратится с этим направлением в какую-нибудь организацию, которая не входит в маршрутизацию. И эта организация его не возьмет, потому что ей не заплатят".
До нового приказа врач мог пренебречь рекомендациями регионального минздрава: маршрутизация существовала в виде "локального приказа": "ну не соблюли, и что, нигде в законе не написано, что это основание не платить по ОМСным тарифам", - объясняет онколог.
Теперь выход за пределы установленного региональными чиновниками списка медучреждений - это нарушение порядка и основание не оплачивать оказанные услуги.
"То есть теперь, когда медицинская организация выставит фонду [ОМС] или страховой компании счет, то страховая компания на совершенно законных основаниях скажет: тут же в порядке написано, что надо маршрутизации придерживаться, а ты вот не придерживался. Значит, сорри, за свой счет" - резюмирует Ласков.
Читать продолжение на bbc.com