Как и почему нарушают права онкопациентов в России?/takiedela.ru
Какие базовые права пациента закреплены законодательно?
Федеральный закон № 323 закрепляет:
- право пациента на выбор медорганизации и лечащего врача;
- право пациента на получение доступной и качественной медицинской помощи.
До принятия нового порядка оказания помощи эти права не всегда соблюдались. Например, региональные онкологи неохотно направляли людей лечиться в другие регионы, чтобы бюджетные деньги не утекали вслед за пациентами. Но у онкобольных были другие варианты — например, получить направление на госпитализацию в платной части клиники другого региона.
Что изменил новый порядок?
Измененный порядок оказания медицинской помощи вступил в силу 1 января. Он утвержден приказом Минздрава № 116.
Приказ сильно ограничивает пациента — замыкает его на строгой маршрутизации. Теперь человек прикрепляется к конкретной медицинской организации в пределах одного региона. За его пределы человека могут направить в ограниченном количестве случаев и только в конкретные медорганизации.
Новый порядок предписывает, что онкологическая помощь должна оказываться только внутри онкосети — лишь в тех медорганизациях, которые специализируются на ней и соответствуют ряду критериев (например, там есть специальное оборудование).
Раньше она была доступна и в других медучреждениях — именно там, по неофициальным данным, проходили или начинали лечение около 50% онкопациентов. Однако нет исследований о том, насколько качественной была эта помощь.
Как новый порядок оказания помощи отражается на пациентах?
По мнению экспертов, новый приказ Минздрава не нарушает базовые права пациентов напрямую. Но он противоречит условиям, необходимым для того, чтобы человек получал качественную и своевременную медицинскую помощь.
Теперь в регионах людей отправляют в центры амбулаторной онкологической помощи (ЦАОПы), которых, по словам экспертов, не хватает. Открытие каждого из них должен санкционировать главный внештатный онколог России.
Для получения помощи пациент должен пройти врачебный консилиум. В Московской области, например, их собирают всего в четырех клиниках.
Консилиум определяет тактику лечения, а реализовывать ее должны врачи в больницах. По мнению Михаила Ласкова, это нарушает всю логику оказания медицинской помощи: по закону, за качество помощи отвечает лечащий врач, а все решения должен принимать консилиум.
Ласков приводит в пример две истории пациентов, на которых уже повлиял новый порядок.
- У жителя Подмосковья меланома, он успешно лечится таргетными препаратами. Недавно ему сказали в больнице, что все онкологи уволились, остался один врач из пяти и лекарств нет. Если раньше он мог получить направление и пойти в другую медорганизацию, то теперь есть жесткая маршрутизация.
- Пациенту с меланомой из Ярославской области предлагают ампутировать руку. В больнице, к которой он прикреплен, нет эффективных препаратов либо их не назначает врач.
Эксперты отмечают, что официальных данных о том, ухудшил ли новый порядок положение пациентов, не будет. По их мнению, показатели федеральной программы останутся «правильными» и не будут отражать реального положения дел.
Читать продолжение на takiedela.ru