Пример из жизни: мужчине 40 лет с запущенным, плохо пролеченным, плохо обезболенным в государственных больницах раком родственники проблемы найти «хорошую клинику». В одной клинике его берут, обещая «экспериментальное лечение». Даже добавить: «мы паллиативом не занимаемся, это в хосписах, а мы - лечим!» Как хорошо! Родственники очень рады: у больного семья, малые дети, он молодой, организм сильный, характер тоже - «мы все надеемся!» Действительно, как не надеяться, пока человек жив.
Как же людям оценить перспективы такого лечения? Как отличить добросовестных врачей от «торговцев надеждой», которые будут тянуть у бедных родственников деньги и «лечить» больного, которого, по мнению врачей нескольких больниц, вылечить нельзя?
Комментирует врач-онколог, гематолог Михаил Ласков:
Клиника не просто «берет на лечение». Она должна предложить план этого лечения. План нужно взять и всесторонне изучить, при необходимости проконсультировавшись где-то еще.
Необходимо понять: что будут лечить, как? Оценить, насколько новое лечение оправдано, насколько оно соответствует тому, что возможно в медицине. Обязательно нужно спросить про преимущества предложенного метода лечения и про возможные осложнения.
Выслушав ответы, можно проверить информацию на достойных доверия сайтах, например, на сайтах Macmillan Cancer Support
или RosOncoWeb, посмотрев протоколы терапии своего заболевания и рекомендации врачей.
Источником информации здесь может стать экземпляр информированного согласия, который пациенту обязаны выдать на руки. Если клиника предлагает перед началом лечения положить пациента на диагностику, чтобы по её результатам разработать план лечения, план этой диагностики тоже можно взять и изучить.
Конечно, если от человека отказались несколько мест, а в каком-то одном взяли, с одной стороны, — это подозрительно. Но и не однозначно плохо.
Правильно оформляем документы: информированное согласие и договор
Перед началом лечения пациент подписывает «информированное согласие» в двух экземплярах, один экземпляр остается у пациента на руках. Согласно закону ФЗ 323, в информированном согласии должны быть отражены конкретные особенности конкретного метода лечения, который предлагает клиника, его преимущества, кратность применения, дозы, недостатки и возможные осложнения.
К сожалению, часто «информированное согласие» у нас – формальная отписка, где пациент «согласен на все».
На деле к информированному согласию надо относиться как к договору с банком, где вы прописываете все существенные условия.
Если в «информированном согласии» вам недостаточно сведений о методе и препаратах лечения, вы должны потребовать дополнительно подробное описание действия метода лечения. Если на этом этапе клиника отказывается давать информацию – это серьезный признак того, что она недобросовестна.
Кроме «информированного согласия» пациент должен подписать с клиникой договорна оказание медицинских услуг. Договор не касается непосредственно лечения и его схемы, но это — главный документ, регулирующий отношения пациента и клиники с юридической точки зрения. В нём оговорены общие вопросы – порядок предоставления услуг, ответственность сторон, порядок предъявления претензий и урегулирования спорных вопросов.
Без договора клиника не имеет права пациента лечить, а пациент не сможет доказать, что он там лечился.
Приложением к договору является список расценок на отдельные медицинские манипуляции и процедуры. Договор также подписывают в двух экземплярах, один из них пациенту выдают на руки.
Иногда отношения заказчика и клиники оформляются с помощью договора-оферты. В этом случае текст договора и прейскурант висит на сайте клиники, и пациент должен акцептовать (одобрить договор и присоединиться к нему), подав специальное заявление. В этом случае ему на руки выдают не экземпляр договора, а экземпляр этого заявления.
Порядок оформления этих документов зависит от конкретной клиники. Вам могут выдать их на руки, выслать по почте и т.д. Однако задача врача – предоставить вам полноту информации, ответить на все ваши вопросы.
Никакого «тайного лечения» быть не должно. Если в клинике пытаются устраивать «тайны» — это главный признак того, что что-то не так.
Читать продолжение на Miloserdie.ru