Биохакеры заполнили соцсети — самомониторинг, БАДы каждый день, голодание и даже генетические технологии сулят продлить жизнь и улучшить здоровье. Биохак-стартапы поднимают десятки миллионов долларов инвестиций, биохакеры становятся инфлюенсерами, но приближает ли это нас к вечной жизни? Врачи напоминают, что главными ограничениями здорового долголетия остаются недосыпание, недостаточная физическая активность, стресс и вредные привычки. А философы напоминают, что культ физического здоровья как инвестиции в «завтра» — это то, чем рыночная экономика заменила стремление к вечной жизни через спасение души. Александра Борисова-Сале пообщалась с энтузиастами и специалистами, чтобы разобраться, сумеем ли мы дожить до бессмертия.
Методы взлома
Биохакинг, как и предполагает название, — это термин, описывающий «взлом» своего тела с помощью науки и технологий, который позволит радикально улучшить здоровье и продлить жизнь.
Сама формулировка обещает, что это панацея, «волшебная таблетка» или чит, — так можно добиться того, что не получится сделать привычными методами. Например,
Иван Хохлов (сооснователь и CEO модного бренда 12 Storeez) регулярно измеряет вариабельность сердечного ритма (HRV) и считает именно ее ключом к тому, чтобы «быть в ресурсе». Сергей Фаге, сооснователь сервиса «Островок», повышает
собственную эффективность с помощью фармпрепаратов, некоторые из которых официально считаются наркотическими.
Однако большая часть биохакинга не столь экзотична и состоит из методов и практик логичных, хотя бы на первый взгляд: технологии мониторинга физиологических параметров для коррекции стиля жизни, режима сна и физической активности, эксперименты с питанием и его частичной заменой на БАДы и витамины, температурные воздействия, а также более экзотические и дорогие способы вроде генетического перепрограммирования клеток.
Мониторинг — методика, основанная на, казалось бы, простой логике: знание — сила. Российский «чемпион» мониторинга — основатель компании «Биодата» Станислав Скакун. Он в течение 11 лет отслеживает тысячи параметров собственной жизни в восьми категориях: генетика; медицинские анализы; сон, диета и режим питания; физические нагрузки; жизненные показатели (вес, пульс, давление и пр.), данные умного дома и экологические параметры. Он считает, что, анализируя данные, можно успешно скорректировать стиль жизни для сохранения молодости: в 2014 году ему был 31 год, а
биологический возраст был 32 года; теперь ему 42, а биологический возраст почти не сдвинулся — всего 33 года.
Станислав признает, что его подход сейчас не масштабируем на обычного человека. «Биохакинг — это прежде всего хобби. Вы должны быть готовы вкладывать много времени в самообразование, чтоб получать много информации о своем здоровье и правильно использовать ее», — говорит он.
Гипермониторинг (а именно о нем идет речь) граничит с ипохондрией и не безобиден сам по себе, отмечают психологи. У некоторых людей постоянное самонаблюдение повышает тревожность, а значит — вызывает стресс и снижение качества жизни, что противоположно цели улучшения здоровья и продолжительности жизни. Некоторые пользователи отмечают, что монитор для сна только ухудшил сон, так как они все время волновались, работает ли он и какие данные показывает. Сегодня от орторексии — чрезмерной фиксации на здоровом питании — страдает
от 1 до 7% населения Земли, причем, если верить метаисследованию, проведенному в
Университете Бергена, у людей, регулярно занимающихся спортом, риск орторексии вырастает сразу в полтора раза. Другими словами — даже следить за собой следует с осторожностью. Кроме того, совершенно неочевидно, какую ценность имеет прошлая информация для управления здоровьем в будущем, отмечает онколог Михаил Ласков.
«Если вы заболели раком, у вас ухудшились анализы, и ретроспективные знания о том, какие анализы у вас были в прошлые годы, не принесут никакой пользы для лечения, как бесполезны исторические данные о котировках для биржевых трендов», — отмечает он.
Продолжение читайте на
theblueprint.ru